Рус Eng
Federal State Budgetary Institution
«Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled
named after G.A. Albrecht» of the Ministry of Labour
and Social Protection of the Russian Federation

DEPARTMENT OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND ABILITATION OF DISABLED PEOPLE

Основные направления научно-исследовательской деятельности отдела: 

  • профессиональная ориентация инвалидов;
  • профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов;
  • трудоустройство и производственная адаптация инвалидов,
  • психологическая реабилитация инвалидов;
  • психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации детей-инвалидов.

Задачи отдела:

  • Разработка теоретических и организационно-методических основ профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, нормы которых регламентируют объем и характер помощи инвалидам в области профессиональной реабилитации.
  • Разработка новых технологий профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Разработка организационной структуры и принципов деятельности организаций, учреждений и предприятий профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Оказание научно-практической помощи органам и учреждениям социальной защиты, службы занятости, образования, специализированным предприятиям.
  • Научно-методическое руководство отделением социальной и профессиональной реабилитации Центра.
  • Повышение квалификации специалистов профессиональной и психологической реабилитации инвалидов, на основании имеющейся лицензии.

 Из Истории отдела

Научное подразделение существует со дня основания института. Сначала оно называлось отделом социально-трудовой реабилитации, а его организатором и первым руководителем была профессор О.И. Гандина. Затем его руководителями были к.м.н. Дыскин Анатолий Арнольдович и к.м.н. Дворкин Эдуард Аркадьевич. В настоящее время отделом руководит доктор педагогических наук Старобина Елена Михайловна.

Вопросы изыскания новых путей и более совершенных организационных форм трудового устройства инвалидов всегда были основными в научном направлении отдела. За годы его существования проделана значительная работа по их совершенствованию. Творческий поиск и результаты многолетних научных изысканий позволили разработать и внедрить в практику работы учреждений социальной защиты и службы занятости эффективные методы и рекомендации рационального трудоустройства инвалидов с конкретной аргументацией характера и объема труда, условий, которые позволили бы инвалиду не только без ущерба, но и с пользой для своего здоровья и трудоспособности продолжать работу.

Активное участие отдела в работе по совершенствованию трудового устройства создавало реальные условия для про­филактики инвалидности в целом, было важным с экономиче­ской точки зрения, так как при этом сохранялись и увеличи­вались трудовые ресурсы страны.

Отдел проводил многоплановые исследования по совер­шенствованию организационно-методических вопросов тру­доустройства, профессионального обучения и переобучения инвалидов, унификации методики трудовых рекомендаций. Сотрудники отдела всегда работали в тесном контакте и взаимодействии с различными органами и учреждениями, участвующими в процессе профессиональной реабилитации инвалидов.

Проводившиеся отделом в течение многих лет научные ис­следования позволили определить возможности трудового устройства и разработать основные положения организации труда инвалидов с внутренними, нервными болезнями, де­фектами конечностей, слепых и глухонемых на предприя­тиях тяжелого и среднего машиностроения, электромашино­строения, текстильной, целлюлозно-бумажной, полиграфиче­ской, радиотехнической, местной, легкой, пищевой промыш­ленности и в надомных условиях. Переход сельскохозяйст­венного производства на промышленную основу, выполнение программы преобразования Нечерноземной зоны РСФСР в 80-е годы ХХ века дали основание к планированию изысканий, посвященных вопросам   совершенствования   трудового   устройства   инвалидов и пенсионеров, проживающих в сельской мест­ности.

В структуре отдела в течение длительного периода работала научная группа фи­зиологии труда, проводившая исследования с использованием лаборатор­ных и производственных экспериментов, в результате кото­рых определялись критерии оценки динамических функцио­нальных показателей (центральной нервной системы, крово­обращения, дыхания и энергообмена) под влиянием реаль­ных трудовых нагрузок. Отдел располагал современным оборудованием и установками, позволяющими моделировать в лабораторных условиях отдельные производственные при­емы и процессы.

С начала 90-х годов в структуру отдела входит лаборатория, а затем группа проблем психологической реабилитации и профессиональной ориентации, и группа проблем профессионального образования инвалидов. Таким образом, проблематика отдела расширилась и стала охватывать различные аспекты профессиональной реабилитации: профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и переподготовку, содействие трудоустройству и производственную адаптацию. В штате в настоящее время работают специалисты различных профессий: гигиенисты труда, профпатологи, психологи, педагоги. Сейчас это самый большой отдел института -  в нем насчитывается 13 штатных единиц.

На основании проведенных отделом исследований Старобиной Е.М. - руководителем отдела и научным руководителем НИР, в 2004г. была защищена докторская диссертация на тему «Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов», в 2009 году  старшим научным сотрудником Гордиевской Е.О. защищена кандидатская диссертация на тему «Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации  лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения».

Отделом ведется большая издательская работа – за последние 5 лет  издано более 20 наименований  методических пособий, методических рекомендаций, тематических сборников. Публикации отдела за последние 5 лет насчитывают около 100 статей и тезисов докладов.

Отделом организовывались и проводились различные конференции и семинары, среди которых международные, например, «Высшее образование инвалидов» (2000г), «Деятельность психолога в учреждениях МСЭ и реабилитации» (2004гю), «Новые пути трудоустройства инвалидов с умственной отсталостью» (2006г.).

Сотрудники отдела активно участвуют в различных конференциях и конгрессах, в том числе за рубежом  – за последние 5 лет было сделано более 80 докладов и выступлений, из них 5 выступлений на зарубежных  конгрессах.

Организация  исследований отдела осуществляется в следующих направлениях:

Проведение долгосрочных исследований: фундаментальных и прикладных по основным аспектам профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации, профессиональному образованию и (пере) обучению, содействию трудовому устройству, производственной адаптации) и психологической реабилитации.

  • Разработка теоретических основ профессиональной и психологической реабилитации: терминология, цели, процесс, этапы, уровни, результаты, эффективность, стандарты.
  • Проведение сравнительных исследований, внедрение зарубежных моделей с целью научно-методической адаптации их  к нашим условиям.
  • Проведение пилотных проектных исследований по апробации и внедрению новых реабилитационных  технологий.
  • Расширение территорий охвата исследованиями и внедрения разработок.
  • Исследования  в соответствии с международными стандартами и подходами.
  • Долгосрочное и стратегическое планирование и прогнозирование в исследованиях.

Планирование исследований отдела осуществляется в направлении  решения задач, определенных государственной социальной политикой, потребностями практики, а также в соответствии с направлениями развития международных исследований в области профессиональной и психологической реабилитации  инвалидов.

Отделом разработаны: 

  • концепция системы профессионального образования инвалидов;
  • концепция подготовки к труду детей-инвалидов;
  • концепция трудотерапии детей-инвалидов;
  • критерии ограничения способности к обучению;
  • теоретические подходы к определению психологического, образовательного и трудового  потенциалов;
  • теоретические основы  производственной адаптации инвалидов;
  • модели экспертно-психологического обследования для бюро МСЭ;
  • комплекс  новых технологий экспертно-реабилитационной психодиагностики;
  • особенности психического развития детей-инвалидов;
  • критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов;
  • методические подходы к разработке индивидуальных программ профессиональной и социальной реабилитации  детей-инвалидов;
  • содержание образовательного статуса инвалида;
  • методические подходы к профориентации и планированию карьеры инвалидов;
  • методические основы профотбора инвалидов;
  • модель комплексной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости и других психических заболеваний;
  • методические подходы к профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов  вследствие умственной отсталости;
  • программы социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости;
  • программы профессиональной подготовки по 8 специальностям для инвалидов вследствие умственной отсталости;
  • организационно-методические основы деятельности трудовых  мастерских в центрах реабилитации детей-инвалидов;
  • комплекс методик для психодиагностики родителей в связи с профориентацией детей инвалидов;
  • национальные стандарты по профессиональной реабилитации инвалидов, по психологической реабилитации инвалидов, по социально-трудовой адаптации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
  • алгоритм определения профессионального статуса инвалида;
  • алгоритм определения социального статуса инвалида;
  • усовершенствованы методики экспресс-психодиагностики;
  • система игровых методов для социально-педагогической  реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей;
  • технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов;
  • технология включения родителей в реабилитацию ребенка-инвалида;
  • методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • методика разработки трудовых рекомендаций для подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей;
  • перечни рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций, структур и ограничений жизнедеятельности;
  • перечень трудовых рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, выдаваемых учреждениями МСЭ инвалидам по слуху, зрению; инвалидам, использующим инвалидные кресла-коляски; инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и других;
  • методическое обоснование технологии персонального сопровождаемого трудоустройства инвалидов. 

Отделом оказывается практическая и методическая помощь следующим учреждениям:

  • Центрам социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
  • Службе занятости населения. 
  • Специализированным учебным заведениям профессионального образования для инвалидов.
  • Психоневрологическим интернатам. 

Перспективы исследований в области  разработки новых методик и технологий:

  • в области экспертизы: психодиагностики, определение социального, профессионального, образовательного статусов, профподбора, профпроб, в том числе компьютерных и дистантных;
  • в области реабилитации: психокоррекции, карьерного тренинга, работы с семьей;
  • в области обучения: модульного, дистантного, надомного, индивидуального, в трудовых мастерских;
  • сопровождаемого и дистантного трудоустройства;
  • производственной и социально-психологической адаптации;
  • аттестации рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • подготовки и повышения квалификации кадров для профессиональной реабилитации;
  • производственной адаптации на рабочем месте.

Предоставляемые услуги: 

  • социально-педагогическая, психологическая, профессиональная диагностика;
  • индивидуальное консультирование: по психологическим, психотерапевтическим, социально-педагогическим и профессиональным вопросам;
  • оказание научно-практической и  научно-методической помощи (подробнее см. «Задачи отдела»);
  • повышение квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также специалистов органов и учреждений социальной защиты населения.  

Список наиболее значимых публикаций: 

  1. Старобина, Е.М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: ФОРУМ, 2013.– 352 с.
  2. Методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России, 2011. - 86 с.
  3. Примерный перечень профессий рабочих, должностей служащих, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, на которые могут трудоустраиваться инвалиды: информ.-метод. сборник / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга, 2011.- 112 с.
  4. ГОСТ Р 53872-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации. Введен с 01.10.2011. – М.: Стандартинформ.- 2011
  5. ГОСТ Р 53874-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации. Введен с 01.10.2011. . – М.: Стандартинформ.- 2011
  6. Патент на изобретение. Пат. 2010101768 Российская Федерация, МПК 51 А 61 В 5/00. Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах» // Н.Л. Климон, А.А. Корюков, Н.Л. Лосева, Е.М. Старобина; ФГУ «СПбНЦЭПР им. Альбрехта Росздрава»-«2425624; заявл. 20.01.2010; опубл. 10.08.2011, Бюл. № 22.
  7. Основные направления включения семьи, имеющей ребенка-инвалида, в реабилитационный процесс: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб.,  2011 –  168 с.
  8. Реабилитация инвалидов. Словарь основных терминов и понятий. / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб.,  2010. – 94 с.
  9. Профориентация и планирование карьеры молодых людей с ограниченными возможностями / под редакцией Е.М. Старобиной.– СПб.: Изд-во «Эксперт», 2010. – 109с.
  10. Методические рекомендации по содействию трудоустройству инвалидов / И.В. Жданова, А.М. Каличинина и др.  - СПб.: Дит-принт, ФГБУ  "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина", 2010. - 184 с.                      
  11. Содействие трудоустройству инвалидов на специальные рабочие места: метод. пособие / О.Н. Владимирова, А.В. Гагонин, Е.М. Старобина и др. - СПб.: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, 2010. - 48 с.
  12. Гордиевская, Е.О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: сб. метод. материалов / Е.О.  Гордиевская, Е.М. Старобина. - М.: Фонд ВИКТОРИЯ, 2009. - 99 с.
  13. Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова Ю.Л. Гусак Ю.Л. и др.- СПб.: КСП СПб,  2009. - 187 с.
  14. Социально-трудовая реабилитация инвалидов с умственной отсталостью в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова, Н.Г. Корельская и др.- СПб.: КСП СПб,  2009. - 170 с.
  15. Система игровых методов для социально-педагогической реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной.- СПб.: СПбНЦЭР им. Г.А. Альбрехта, 2009. – 94 с.
  16. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалидов: метод. рекомендации /Е.М. Старобина, Е.Г.  Свистунова и др.- СПб.: Эксперт, 2008. - 71 с.        
  17. Комната психологической  разгрузки. Новые  возможности в работе  педагога-психолога / под ред. Старобиной Е.М – СПб. , 2008. – с.?? 
  18. Технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов: метод. пособие / под редакцией Е.М.Старобиной. – СПб., 2008. – 151 с.
  19. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной. - М.: ФОРУМ, 2007. - 236 с.
  20. Старобина, Е.М. Профессиональное образование инвалидов / Е.М. Старобина. – М., 2003. – 192  с.