Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральный научный центр реабилитации
инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации

Отдел профессиональной и психологической реабилитации и абилитации инвалидов

Основные направления научно-исследовательской деятельности отдела: 

  • профессиональная ориентация инвалидов;
  • профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов;
  • трудоустройство и производственная адаптация инвалидов,
  • психологическая реабилитация инвалидов;
  • психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации детей-инвалидов.

Задачи отдела:

  • Разработка теоретических и организационно-методических основ профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, нормы которых регламентируют объем и характер помощи инвалидам в области профессиональной реабилитации.
  • Разработка новых технологий профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Разработка организационной структуры и принципов деятельности организаций, учреждений и предприятий профессиональной реабилитации инвалидов.
  • Оказание научно-практической помощи органам и учреждениям социальной защиты, службы занятости, образования, специализированным предприятиям.
  • Научно-методическое руководство отделением социальной и профессиональной реабилитации Центра.
  • Повышение квалификации специалистов профессиональной и психологической реабилитации инвалидов, на основании имеющейся лицензии.

 Из Истории отдела

Научное подразделение существует со дня основания института. Сначала оно называлось отделом социально-трудовой реабилитации, а его организатором и первым руководителем была профессор О.И. Гандина. Затем его руководителями были к.м.н. Дыскин Анатолий Арнольдович и к.м.н. Дворкин Эдуард Аркадьевич. В настоящее время отделом руководит доктор педагогических наук Старобина Елена Михайловна.

Вопросы изыскания новых путей и более совершенных организационных форм трудового устройства инвалидов всегда были основными в научном направлении отдела. За годы его существования проделана значительная работа по их совершенствованию. Творческий поиск и результаты многолетних научных изысканий позволили разработать и внедрить в практику работы учреждений социальной защиты и службы занятости эффективные методы и рекомендации рационального трудоустройства инвалидов с конкретной аргументацией характера и объема труда, условий, которые позволили бы инвалиду не только без ущерба, но и с пользой для своего здоровья и трудоспособности продолжать работу.

Активное участие отдела в работе по совершенствованию трудового устройства создавало реальные условия для про­филактики инвалидности в целом, было важным с экономиче­ской точки зрения, так как при этом сохранялись и увеличи­вались трудовые ресурсы страны.

Отдел проводил многоплановые исследования по совер­шенствованию организационно-методических вопросов тру­доустройства, профессионального обучения и переобучения инвалидов, унификации методики трудовых рекомендаций. Сотрудники отдела всегда работали в тесном контакте и взаимодействии с различными органами и учреждениями, участвующими в процессе профессиональной реабилитации инвалидов.

Проводившиеся отделом в течение многих лет научные ис­следования позволили определить возможности трудового устройства и разработать основные положения организации труда инвалидов с внутренними, нервными болезнями, де­фектами конечностей, слепых и глухонемых на предприя­тиях тяжелого и среднего машиностроения, электромашино­строения, текстильной, целлюлозно-бумажной, полиграфиче­ской, радиотехнической, местной, легкой, пищевой промыш­ленности и в надомных условиях. Переход сельскохозяйст­венного производства на промышленную основу, выполнение программы преобразования Нечерноземной зоны РСФСР в 80-е годы ХХ века дали основание к планированию изысканий, посвященных вопросам   совершенствования   трудового   устройства   инвалидов и пенсионеров, проживающих в сельской мест­ности.

В структуре отдела в течение длительного периода работала научная группа фи­зиологии труда, проводившая исследования с использованием лаборатор­ных и производственных экспериментов, в результате кото­рых определялись критерии оценки динамических функцио­нальных показателей (центральной нервной системы, крово­обращения, дыхания и энергообмена) под влиянием реаль­ных трудовых нагрузок. Отдел располагал современным оборудованием и установками, позволяющими моделировать в лабораторных условиях отдельные производственные при­емы и процессы.

С начала 90-х годов в структуру отдела входит лаборатория, а затем группа проблем психологической реабилитации и профессиональной ориентации, и группа проблем профессионального образования инвалидов. Таким образом, проблематика отдела расширилась и стала охватывать различные аспекты профессиональной реабилитации: профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и переподготовку, содействие трудоустройству и производственную адаптацию. В штате в настоящее время работают специалисты различных профессий: гигиенисты труда, профпатологи, психологи, педагоги. Сейчас это самый большой отдел института -  в нем насчитывается 13 штатных единиц.

На основании проведенных отделом исследований Старобиной Е.М. - руководителем отдела и научным руководителем НИР, в 2004г. была защищена докторская диссертация на тему «Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов», в 2009 году  старшим научным сотрудником Гордиевской Е.О. защищена кандидатская диссертация на тему «Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации  лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения».

Отделом ведется большая издательская работа – за последние 5 лет  издано более 20 наименований  методических пособий, методических рекомендаций, тематических сборников. Публикации отдела за последние 5 лет насчитывают около 100 статей и тезисов докладов.

Отделом организовывались и проводились различные конференции и семинары, среди которых международные, например, «Высшее образование инвалидов» (2000г), «Деятельность психолога в учреждениях МСЭ и реабилитации» (2004гю), «Новые пути трудоустройства инвалидов с умственной отсталостью» (2006г.).

Сотрудники отдела активно участвуют в различных конференциях и конгрессах, в том числе за рубежом  – за последние 5 лет было сделано более 80 докладов и выступлений, из них 5 выступлений на зарубежных  конгрессах.

Организация  исследований отдела осуществляется в следующих направлениях:

Проведение долгосрочных исследований: фундаментальных и прикладных по основным аспектам профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации, профессиональному образованию и (пере) обучению, содействию трудовому устройству, производственной адаптации) и психологической реабилитации.

  • Разработка теоретических основ профессиональной и психологической реабилитации: терминология, цели, процесс, этапы, уровни, результаты, эффективность, стандарты.
  • Проведение сравнительных исследований, внедрение зарубежных моделей с целью научно-методической адаптации их  к нашим условиям.
  • Проведение пилотных проектных исследований по апробации и внедрению новых реабилитационных  технологий.
  • Расширение территорий охвата исследованиями и внедрения разработок.
  • Исследования  в соответствии с международными стандартами и подходами.
  • Долгосрочное и стратегическое планирование и прогнозирование в исследованиях.

Планирование исследований отдела осуществляется в направлении  решения задач, определенных государственной социальной политикой, потребностями практики, а также в соответствии с направлениями развития международных исследований в области профессиональной и психологической реабилитации  инвалидов.

Отделом разработаны: 

  • концепция системы профессионального образования инвалидов;
  • концепция подготовки к труду детей-инвалидов;
  • концепция трудотерапии детей-инвалидов;
  • критерии ограничения способности к обучению;
  • теоретические подходы к определению психологического, образовательного и трудового  потенциалов;
  • теоретические основы  производственной адаптации инвалидов;
  • модели экспертно-психологического обследования для бюро МСЭ;
  • комплекс  новых технологий экспертно-реабилитационной психодиагностики;
  • особенности психического развития детей-инвалидов;
  • критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов;
  • методические подходы к разработке индивидуальных программ профессиональной и социальной реабилитации  детей-инвалидов;
  • содержание образовательного статуса инвалида;
  • методические подходы к профориентации и планированию карьеры инвалидов;
  • методические основы профотбора инвалидов;
  • модель комплексной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости и других психических заболеваний;
  • методические подходы к профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов  вследствие умственной отсталости;
  • программы социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости;
  • программы профессиональной подготовки по 8 специальностям для инвалидов вследствие умственной отсталости;
  • организационно-методические основы деятельности трудовых  мастерских в центрах реабилитации детей-инвалидов;
  • комплекс методик для психодиагностики родителей в связи с профориентацией детей инвалидов;
  • национальные стандарты по профессиональной реабилитации инвалидов, по психологической реабилитации инвалидов, по социально-трудовой адаптации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
  • алгоритм определения профессионального статуса инвалида;
  • алгоритм определения социального статуса инвалида;
  • усовершенствованы методики экспресс-психодиагностики;
  • система игровых методов для социально-педагогической  реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей;
  • технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов;
  • технология включения родителей в реабилитацию ребенка-инвалида;
  • методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • методика разработки трудовых рекомендаций для подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей;
  • перечни рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций, структур и ограничений жизнедеятельности;
  • перечень трудовых рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, выдаваемых учреждениями МСЭ инвалидам по слуху, зрению; инвалидам, использующим инвалидные кресла-коляски; инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и других;
  • методическое обоснование технологии персонального сопровождаемого трудоустройства инвалидов. 

Отделом оказывается практическая и методическая помощь следующим учреждениям:

  • Центрам социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
  • Службе занятости населения. 
  • Специализированным учебным заведениям профессионального образования для инвалидов.
  • Психоневрологическим интернатам. 

Перспективы исследований в области  разработки новых методик и технологий:

  • в области экспертизы: психодиагностики, определение социального, профессионального, образовательного статусов, профподбора, профпроб, в том числе компьютерных и дистантных;
  • в области реабилитации: психокоррекции, карьерного тренинга, работы с семьей;
  • в области обучения: модульного, дистантного, надомного, индивидуального, в трудовых мастерских;
  • сопровождаемого и дистантного трудоустройства;
  • производственной и социально-психологической адаптации;
  • аттестации рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • подготовки и повышения квалификации кадров для профессиональной реабилитации;
  • производственной адаптации на рабочем месте.

Предоставляемые услуги: 

  • социально-педагогическая, психологическая, профессиональная диагностика;
  • индивидуальное консультирование: по психологическим, психотерапевтическим, социально-педагогическим и профессиональным вопросам;
  • оказание научно-практической и  научно-методической помощи (подробнее см. «Задачи отдела»);
  • повышение квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также специалистов органов и учреждений социальной защиты населения.  

Список наиболее значимых публикаций: 

  1. Старобина, Е.М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: ФОРУМ, 2013.– 352 с.
  2. Методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России, 2011. - 86 с.
  3. Примерный перечень профессий рабочих, должностей служащих, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, на которые могут трудоустраиваться инвалиды: информ.-метод. сборник / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга, 2011.- 112 с.
  4. ГОСТ Р 53872-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации. Введен с 01.10.2011. – М.: Стандартинформ.- 2011
  5. ГОСТ Р 53874-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации. Введен с 01.10.2011. . – М.: Стандартинформ.- 2011
  6. Патент на изобретение. Пат. 2010101768 Российская Федерация, МПК 51 А 61 В 5/00. Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах» // Н.Л. Климон, А.А. Корюков, Н.Л. Лосева, Е.М. Старобина; ФГУ «СПбНЦЭПР им. Альбрехта Росздрава»-«2425624; заявл. 20.01.2010; опубл. 10.08.2011, Бюл. № 22.
  7. Основные направления включения семьи, имеющей ребенка-инвалида, в реабилитационный процесс: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб.,  2011 –  168 с.
  8. Реабилитация инвалидов. Словарь основных терминов и понятий. / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб.,  2010. – 94 с.
  9. Профориентация и планирование карьеры молодых людей с ограниченными возможностями / под редакцией Е.М. Старобиной.– СПб.: Изд-во «Эксперт», 2010. – 109с.
  10. Методические рекомендации по содействию трудоустройству инвалидов / И.В. Жданова, А.М. Каличинина и др.  - СПб.: Дит-принт, ФГБУ  "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина", 2010. - 184 с.                      
  11. Содействие трудоустройству инвалидов на специальные рабочие места: метод. пособие / О.Н. Владимирова, А.В. Гагонин, Е.М. Старобина и др. - СПб.: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, 2010. - 48 с.
  12. Гордиевская, Е.О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: сб. метод. материалов / Е.О.  Гордиевская, Е.М. Старобина. - М.: Фонд ВИКТОРИЯ, 2009. - 99 с.
  13. Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова Ю.Л. Гусак Ю.Л. и др.- СПб.: КСП СПб,  2009. - 187 с.
  14. Социально-трудовая реабилитация инвалидов с умственной отсталостью в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова, Н.Г. Корельская и др.- СПб.: КСП СПб,  2009. - 170 с.
  15. Система игровых методов для социально-педагогической реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной.- СПб.: СПбНЦЭР им. Г.А. Альбрехта, 2009. – 94 с.
  16. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалидов: метод. рекомендации /Е.М. Старобина, Е.Г.  Свистунова и др.- СПб.: Эксперт, 2008. - 71 с.        
  17. Комната психологической  разгрузки. Новые  возможности в работе  педагога-психолога / под ред. Старобиной Е.М – СПб. , 2008. – с.?? 
  18. Технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов: метод. пособие / под редакцией Е.М.Старобиной. – СПб., 2008. – 151 с.
  19. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной. - М.: ФОРУМ, 2007. - 236 с.
  20. Старобина, Е.М. Профессиональное образование инвалидов / Е.М. Старобина. – М., 2003. – 192  с.