Основные направления научно-исследовательской деятельности отдела:
- профессиональная ориентация инвалидов;
- профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов;
- трудоустройство и производственная адаптация инвалидов,
- психологическая реабилитация инвалидов;
- психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации детей-инвалидов.
Задачи отдела:
- Разработка теоретических и организационно-методических основ профессиональной реабилитации инвалидов.
- Подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, нормы которых регламентируют объем и характер помощи инвалидам в области профессиональной реабилитации.
- Разработка новых технологий профессиональной реабилитации инвалидов.
- Разработка организационной структуры и принципов деятельности организаций, учреждений и предприятий профессиональной реабилитации инвалидов.
- Оказание научно-практической помощи органам и учреждениям социальной защиты, службы занятости, образования, специализированным предприятиям.
- Научно-методическое руководство отделением социальной и профессиональной реабилитации Центра.
- Повышение квалификации специалистов профессиональной и психологической реабилитации инвалидов, на основании имеющейся лицензии.
Из истории отдела
Научное подразделение существует со дня основания института. Сначала оно называлось отделом социально-трудовой реабилитации, а его организатором и первым руководителем была профессор О.И. Гандина. Затем его руководителями были к.м.н. Дыскин Анатолий Арнольдович и к.м.н. Дворкин Эдуард Аркадьевич. В настоящее время отделом руководит доктор педагогических наук Старобина Елена Михайловна.
Вопросы изыскания новых путей и более совершенных организационных форм трудового устройства инвалидов всегда были основными в научном направлении отдела. За годы его существования проделана значительная работа по их совершенствованию. Творческий поиск и результаты многолетних научных изысканий позволили разработать и внедрить в практику работы учреждений социальной защиты и службы занятости эффективные методы и рекомендации рационального трудоустройства инвалидов с конкретной аргументацией характера и объема труда, условий, которые позволили бы инвалиду не только без ущерба, но и с пользой для своего здоровья и трудоспособности продолжать работу.
Активное участие отдела в работе по совершенствованию трудового устройства создавало реальные условия для профилактики инвалидности в целом, было важным с экономической точки зрения, так как при этом сохранялись и увеличивались трудовые ресурсы страны.
Отдел проводил многоплановые исследования по совершенствованию организационно-методических вопросов трудоустройства, профессионального обучения и переобучения инвалидов, унификации методики трудовых рекомендаций. Сотрудники отдела всегда работали в тесном контакте и взаимодействии с различными органами и учреждениями, участвующими в процессе профессиональной реабилитации инвалидов.
Проводившиеся отделом в течение многих лет научные исследования позволили определить возможности трудового устройства и разработать основные положения организации труда инвалидов с внутренними, нервными болезнями, дефектами конечностей, слепых и глухонемых на предприятиях тяжелого и среднего машиностроения, электромашиностроения, текстильной, целлюлозно-бумажной, полиграфической, радиотехнической, местной, легкой, пищевой промышленности и в надомных условиях. Переход сельскохозяйственного производства на промышленную основу, выполнение программы преобразования Нечерноземной зоны РСФСР в 80-е годы ХХ века дали основание к планированию изысканий, посвященных вопросам совершенствования трудового устройства инвалидов и пенсионеров, проживающих в сельской местности.
В структуре отдела в течение длительного периода работала научная группа физиологии труда, проводившая исследования с использованием лабораторных и производственных экспериментов, в результате которых определялись критерии оценки динамических функциональных показателей (центральной нервной системы, кровообращения, дыхания и энергообмена) под влиянием реальных трудовых нагрузок. Отдел располагал современным оборудованием и установками, позволяющими моделировать в лабораторных условиях отдельные производственные приемы и процессы.
С начала 90-х годов в структуру отдела входит лаборатория, а затем группа проблем психологической реабилитации и профессиональной ориентации, и группа проблем профессионального образования инвалидов. Таким образом, проблематика отдела расширилась и стала охватывать различные аспекты профессиональной реабилитации: профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и переподготовку, содействие трудоустройству и производственную адаптацию. В штате в настоящее время работают специалисты различных профессий: гигиенисты труда, профпатологи, психологи, педагоги. Сейчас это самый большой отдел института - в нем насчитывается 13 штатных единиц.
На основании проведенных отделом исследований Старобиной Е.М. - руководителем отдела и научным руководителем НИР, в 2004г. была защищена докторская диссертация на тему «Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов», в 2009 году старшим научным сотрудником Гордиевской Е.О. защищена кандидатская диссертация на тему «Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения».
Отделом ведется большая издательская работа – за последние 5 лет издано более 20 наименований методических пособий, методических рекомендаций, тематических сборников. Публикации отдела за последние 5 лет насчитывают около 100 статей и тезисов докладов.
Отделом организовывались и проводились различные конференции и семинары, среди которых международные, например, «Высшее образование инвалидов» (2000г), «Деятельность психолога в учреждениях МСЭ и реабилитации» (2004гю), «Новые пути трудоустройства инвалидов с умственной отсталостью» (2006г.).
Сотрудники отдела активно участвуют в различных конференциях и конгрессах, в том числе за рубежом – за последние 5 лет было сделано более 80 докладов и выступлений, из них 5 выступлений на зарубежных конгрессах.
Организация исследований отдела осуществляется в следующих направлениях:
Проведение долгосрочных исследований: фундаментальных и прикладных по основным аспектам профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации, профессиональному образованию и (пере) обучению, содействию трудовому устройству, производственной адаптации) и психологической реабилитации.
- Разработка теоретических основ профессиональной и психологической реабилитации: терминология, цели, процесс, этапы, уровни, результаты, эффективность, стандарты.
- Проведение сравнительных исследований, внедрение зарубежных моделей с целью научно-методической адаптации их к нашим условиям.
- Проведение пилотных проектных исследований по апробации и внедрению новых реабилитационных технологий.
- Расширение территорий охвата исследованиями и внедрения разработок.
- Исследования в соответствии с международными стандартами и подходами.
- Долгосрочное и стратегическое планирование и прогнозирование в исследованиях.
Планирование исследований отдела осуществляется в направлении решения задач, определенных государственной социальной политикой, потребностями практики, а также в соответствии с направлениями развития международных исследований в области профессиональной и психологической реабилитации инвалидов.
Отделом разработаны:
- концепция системы профессионального образования инвалидов;
- концепция подготовки к труду детей-инвалидов;
- концепция трудотерапии детей-инвалидов;
- критерии ограничения способности к обучению;
- теоретические подходы к определению психологического, образовательного и трудового потенциалов;
- теоретические основы производственной адаптации инвалидов;
- модели экспертно-психологического обследования для бюро МСЭ;
- комплекс новых технологий экспертно-реабилитационной психодиагностики;
- особенности психического развития детей-инвалидов;
- критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов;
- методические подходы к разработке индивидуальных программ профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов;
- содержание образовательного статуса инвалида;
- методические подходы к профориентации и планированию карьеры инвалидов;
- методические основы профотбора инвалидов;
- модель комплексной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости и других психических заболеваний;
- методические подходы к профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов вследствие умственной отсталости;
- программы социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости;
- программы профессиональной подготовки по 8 специальностям для инвалидов вследствие умственной отсталости;
- организационно-методические основы деятельности трудовых мастерских в центрах реабилитации детей-инвалидов;
- комплекс методик для психодиагностики родителей в связи с профориентацией детей инвалидов;
- национальные стандарты по профессиональной реабилитации инвалидов, по психологической реабилитации инвалидов, по социально-трудовой адаптации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
- алгоритм определения профессионального статуса инвалида;
- алгоритм определения социального статуса инвалида;
- усовершенствованы методики экспресс-психодиагностики;
- система игровых методов для социально-педагогической реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей;
- технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов;
- технология включения родителей в реабилитацию ребенка-инвалида;
- методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- методика разработки трудовых рекомендаций для подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей;
- перечни рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций, структур и ограничений жизнедеятельности;
- перечень трудовых рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, выдаваемых учреждениями МСЭ инвалидам по слуху, зрению; инвалидам, использующим инвалидные кресла-коляски; инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и других;
- методическое обоснование технологии персонального сопровождаемого трудоустройства инвалидов.
Отделом оказывается практическая и методическая помощь следующим учреждениям:
- Центрам социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
- Службе занятости населения.
- Специализированным учебным заведениям профессионального образования для инвалидов.
- Психоневрологическим интернатам.
Перспективы исследований в области разработки новых методик и технологий:
- в области экспертизы: психодиагностики, определение социального, профессионального, образовательного статусов, профподбора, профпроб, в том числе компьютерных и дистантных;
- в области реабилитации: психокоррекции, карьерного тренинга, работы с семьей;
- в области обучения: модульного, дистантного, надомного, индивидуального, в трудовых мастерских;
- сопровождаемого и дистантного трудоустройства;
- производственной и социально-психологической адаптации;
- аттестации рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- подготовки и повышения квалификации кадров для профессиональной реабилитации;
- производственной адаптации на рабочем месте.
Предоставляемые услуги:
- социально-педагогическая, психологическая, профессиональная диагностика;
- индивидуальное консультирование: по психологическим, психотерапевтическим, социально-педагогическим и профессиональным вопросам;
- оказание научно-практической и научно-методической помощи (подробнее см. «Задачи отдела»);
- повышение квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также специалистов органов и учреждений социальной защиты населения.
Список наиболее значимых публикаций:
- Старобина, Е.М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: ФОРУМ, 2013.– 352 с.
- Методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России, 2011. - 86 с.
- Примерный перечень профессий рабочих, должностей служащих, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, на которые могут трудоустраиваться инвалиды: информ.-метод. сборник / под ред. Е.М. Старобиной. – СПб.: Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга, 2011.- 112 с.
- ГОСТ Р 53872-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации. Введен с 01.10.2011. – М.: Стандартинформ.- 2011
- ГОСТ Р 53874-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации. Введен с 01.10.2011. . – М.: Стандартинформ.- 2011
- Патент на изобретение. Пат. 2010101768 Российская Федерация, МПК 51 А 61 В 5/00. Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах» // Н.Л. Климон, А.А. Корюков, Н.Л. Лосева, Е.М. Старобина; ФГУ «СПбНЦЭПР им. Альбрехта Росздрава»-«2425624; заявл. 20.01.2010; опубл. 10.08.2011, Бюл. № 22.
- Основные направления включения семьи, имеющей ребенка-инвалида, в реабилитационный процесс: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб., 2011 – 168 с.
- Реабилитация инвалидов. Словарь основных терминов и понятий. / под ред. Е.М. Старобиной.- СПб., 2010. – 94 с.
- Профориентация и планирование карьеры молодых людей с ограниченными возможностями / под редакцией Е.М. Старобиной.– СПб.: Изд-во «Эксперт», 2010. – 109с.
- Методические рекомендации по содействию трудоустройству инвалидов / И.В. Жданова, А.М. Каличинина и др. - СПб.: Дит-принт, ФГБУ "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина", 2010. - 184 с.
- Содействие трудоустройству инвалидов на специальные рабочие места: метод. пособие / О.Н. Владимирова, А.В. Гагонин, Е.М. Старобина и др. - СПб.: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, 2010. - 48 с.
- Гордиевская, Е.О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: сб. метод. материалов / Е.О. Гордиевская, Е.М. Старобина. - М.: Фонд ВИКТОРИЯ, 2009. - 99 с.
- Социально-бытовая адаптация инвалидов с двигательными нарушениями в комплексе реабилитационных мероприятий в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова Ю.Л. Гусак Ю.Л. и др.- СПб.: КСП СПб, 2009. - 187 с.
- Социально-трудовая реабилитация инвалидов с умственной отсталостью в Санкт-Петербурге: метод. пособие / О.Н. Владимирова, Н.Г. Корельская и др.- СПб.: КСП СПб, 2009. - 170 с.
- Система игровых методов для социально-педагогической реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами верхних конечностей: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной.- СПб.: СПбНЦЭР им. Г.А. Альбрехта, 2009. – 94 с.
- Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалидов: метод. рекомендации /Е.М. Старобина, Е.Г. Свистунова и др.- СПб.: Эксперт, 2008. - 71 с.
- Комната психологической разгрузки. Новые возможности в работе педагога-психолога / под ред. Старобиной Е.М – СПб. , 2008. – с.??
- Технология проведения профессиональных проб при профессиональной ориентации инвалидов: метод. пособие / под редакцией Е.М.Старобиной. – СПб., 2008. – 151 с.
- Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под редакцией Е.М. Старобиной. - М.: ФОРУМ, 2007. - 236 с.
- Старобина, Е.М. Профессиональное образование инвалидов / Е.М. Старобина. – М., 2003. – 192 с.